ФОТОПРОЕКТ
МОЙ АКАДЕМ
По этому QR-коду вы можете послушать аудиодорожку записанную специально для этой работы
моё детство случилось быстро
росой по листьям,
заблудившимся солнцем,
деревом у реки.
моё детство сгорело
яркой безумной искрой.
его слопал случайно
старый огромный кит.
Привет, дорогой зритель!
Спасибо, что пришел посмотреть «Мой академ». Позволь, я расскажу немного о том, как этот проект появился.
Не в таком далеком 2012 году я впервые приехала в Академгородок. Он сразу напомнил мне район моего родного города, в котором я провела первые и по-детски счастливые годы своей жизни. Поэтому здесь я сразу себя почувствовала спокойно и безопасно.
Больше всего о моем детстве мне напоминают Академовские дворы, где детская площадка скрыта тенью деревьев, где можно строить шалаши среди кустов, где деревья будто уже привыкли быть частью детских забав. Гуляя по лабиринту академовских качелей и турников, я редко вижу там детей, но ведь когда-то они там были?
Странное место Академгородок. Почему-то здесь я вспоминаю детство. Тут все напоминает мой старый Хабаровск. Тут много деревьев, старых домов, кривых дорог и совсем свежий воздух. Тут пахнет, как тогда, дома...
подари мне подсолнухи
на рассвете.
нас слегка занесло.
в кювете
остались кусочки стекол
разбитой машины.
в саду расцвели георгины,
пионы, лютики.
нам снова включили мультики.
нам восемь. может быть, десять.
и боль ничего не весит.
и грусть ничего не значит.
мы ищем сирень на удачу.
мы всегда ловили бабочек,
когда цвела сирень.
каждый день.
я научилась играть в мяч
и рисовать мелом на старом баке
огромные картины.
однажды утром я проснулась с новыми глазами.
и не то чтобы через них стало лучше видно.
что-то даже помутнело.
что-то даже поблекло.
просто стало по-другому.
и я не могу понять,
в какой конкретно момент это произошло.
может быть, был какой-то
определённый день?
откуда вообще берутся новые глаза?
мне никто их не дарил,
я нигде их сама не приобретала.
я просто проснулась, а они уже на месте.
обидно, но
я стала забывать, как я видела раньше.
получается, то, как выглядит для меня этот мир,
зависит от моих глаз.
а они новые.
Вся моя юность прошла в Академгородке. Я приехала сюда учиться в ФМШ и осталась на обучение в университете, отчасти потому, что не смогла расстаться с этим местом и тем, что оно мне подарило. Это время прочно ассоциируется у меня с лесом.
дышит лес
тропинками,
иголками,
смотрит,
а туда ли я свернул.
я рассыплюсь древними осколками
в эту моховую тишину.
смотрит лес,
как строят что-то новое,
что-то рядом,
что-то прям внутри.
и ведёт меня
тропа неровная
мимо тех,
кто выдумал курить.
паутинкой листики
опутаны.
там, где ели,
влажно и темно.
дышит лес последними
минутами.
Дорожайшая Елизавета Батьковна!
Мой дорогой друг, в свете недавних событий, я решила написать вам письмо, заранее извиняюсь за возможные ошибки, ибо что написано этой машинкой топором не вырубишь. Когда вы встретились мне на моем пути, я уже отчаялась было встретить человека близкого мне по душе. Но вы, прелестный мой человек, вселили в меня надежду, и я поняла, что есть люди бесконечные, как космос. Вы знаете меня, как никто другой, вы узнали обо мне все в первую ночь нашего знакомства. Помните, моя дорогая, как мы плакали, сидя на вашей кровати, рассказывая каждый свою историю? Сколько всего преград было на нашем нелегком пути, мы повзрослели, мой ангел, все когда -то взрослеют. Но, к моей радости, кое-что осталось неизменным – наша дружба.
В 16 лет я приехала в СУНЦ НГУ, в Сибирский Хогвартс. Забавно, но из-за того, сколько негативного смысла несет в себе слово «интернат», я никогда не называла так ФМШ.
Со временем стало понятно, что счастливые дети никогда не уезжают в «интернат». Кто-то хотел сбежать из семьи, у кого-то ее не было, кто-то уходил из ненавистной школы, а кто-то находил в этом способ вырваться из маленького города. Но все приезжали туда, чтобы быть понятыми. Разговоры о прочитанных книжках больше не казались никому занудными, ты больше никогда не оставался один, если затевал песни под гитару, теперь не нужно было висеть на телефоне, чтобы часами разговаривать с другом о чепухе, теперь ты не был один.
Со временем, постоянное нахождение в обществе людей может надоесть, к концу второго года ты уже не можешь есть эту кашу, а иногда даже находиться среди друзей. Но никто из нас уже не будет так близок с любым из нас, как мы были тогда.
танцевать в лесу
на замшелых кочках.
танцевать в лесу.
каблуками грусть
разломать на маленькие
кусочки
и собрать витраж
себе в виде бус.
нанизать моменты
смешных причёсок
и друзей,
проспавших весь первый курс.
грязь упрямо будет
шуршать в колёсах,
снова еду
дальше
и не вернусь.
ни к забытым лекциям и конспектам,
ни к коротким юбкам
и лужам
вдоль
Пирогова...
Лес – он всегда казался мне чем-то магическим. Порталом, который может вывести тебя куда угодно. Ты будто скрываешься в его чаще, находишься где-то между пространством и временем, пока тропа не приведет тебя снова к живущей шумной жизнью улице. Иногда кажется, что в этом пространстве ты можешь встретить кого угодно и когда угодно.
я хотела тебе звонить
среди будничной беготни.
вся в слезах,
оголённых нервах,
только трубку никто не взял.
я хотела немного буков
и поддержки немую руку,
и немного уставшей веры,
но решила, что так нельзя.
больше пряталась.
не звонила.
город пах старым детским мылом.
я смотрела его в прогулках
по особенным вечерам.
зажигались огни напротив.
мои мысли в больном полёте
затерялись в привычных звуках
городских
повседневных драм.
Прошлое не всегда радужно, зато всегда определено. Все, что могло случиться, схлопнулось до одного варианта. В прошлом нет перемен, нет выбора, нет развилок. В прошло нет неудач, все они уже давно превратились в опыт. В прошлом поступки перестают иметь один цвет, ведь ты всегда можешь разобрать их на оттенки. Прошлое – существует только в нашей голове.
С тех пор, как я в первый раз увидела академ прошло больше 10 лет, и места, которые я любила начали исчезать.
Раньше между НГУ и столовой была клумба. По ней никогда не ходили воспитатели или преподаватели, только студенты. Там можно было не опасаться, что тебя кто-то найдет. Школьниками мы собирались там после ужина, чтобы поболтать и тайком выкурить сигарету, студентами, чтобы посидеть в тишине. В жаркий день можно было найти пару лавочек, накрытых тенью от сосен и, будто спрятавшись смотреть на остальной мир. Я приходила туда днем и ночью, летом и зимой, чтобы просто замереть.
у взрослых дела и
руки в карманы,
будильник на восемь
и семь пятьдесят.
у взрослых играет
душа в барабаны
и бьёт в набат.
у взрослых работа,
билет из трамвая,
метро,
опоздавшие
ловят такси.
у взрослых совсем
выходных не бывает.
мерси.
у взрослых квартира,
плафоны на кухне,
облезлая кошка,
что кормит сосед.
у взрослых на счастье
как будто бы рук нет
и счастья нет.
Но теперь я взрослая, детство и юность остались позади. Теперь меня за каждым углом поджидают перемены. Будь это постройка нового здания, или друзья уехавшие в другие города и даже страны, или просто изменение привычного маршрута. Безопасное прошлое осталось только в виде воспоминаний, редких фотокарточек, записок самой себе и в этой выставке.
Спасибо, что дослушали до конца.
Хочу сказать огромное спасибо автору гуликовая за невероятные стихотворения, написанные специально для этого проекта!
Прекрасные голоса, исполняющие песни, принадлежат Анастасии Антифеевой и Полине Лысенко.
Проект создан при поддержке проекта "На Юности" и в рамках партнерства с проектом "АкадемВЦентре" реализуемого при поддержке ПФКИ. Большое спасибо СУНЦ НГУ за помощь в подготовке к выставке!
Отдельно спасибо куратору выставки Елене Шабаловой!